Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №14 «Ивушка»

Информационная справка проекта по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики» «РОДНИКИ ИСТОРИИ»

Проект по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики» - «РОДНИКИ  ИСТОРИИ»

 

Авторы проекта. Педагоги Сердюкова Е.А., Бабкина Е.М.

Вид. Долгосрочный

Тип проекта.   Познавательно-творческий,  исследовательский.

Продолжительность проекта. Октябрь  2020 – Май 2021

Целевая группа.  Педагоги, родители  и воспитанники старшего дошкольного возраста, социальные партнеры.

Актуальность проекта: Проблема нравственного развития личности, на современном этапе, стоит довольно остро. Нравственное воспитание ребенка является актуальной задачей современного образования.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Важно, именно в этом возрасте, сформировать у ребенка знания о нравственных нормах, а также сделать все возможное, чтобы эти знания были актуализированы в разных видах детской деятельности, а общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.)  стали внутренними стимулами развития формирующейся личности.

Одним из средств развития представлений о нравственном поведении является музейная педагогика. Музейная педагогика, являясь  инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей дошкольного возраста, помогает развить  интерес к истории и культуре своего народа, учить уважать его традиции, воспитывает патриота, создавая  условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Цель проекта. Создание системы нравственного развития детей дошкольного возраста  через приобщение  к культуре Донского края средствами музейной педагогики.

Задачи проекта.

· Сформировать комплекс организационно-методического обеспечения системы работы по данному направлению.

·  Организовать в ДОУ актуальную тематическую  социально-развивающую среду.

· Систематизировать партнёрские взаимоотношения детского сада, семьи, социальных партнеров.

·  Формировать у детей нравственные ценности, через  понимание культурного наследия Донского края и воспитание бережного отношения  к нему.

· Активизировать процессы, связанные с формированием культуры личности ребенка, развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению.

Для решения поставленных задач были определены  принципы организации образовательного процесса:

·  Регионализация нравственного  воспитания позволила детям усвоить основные цели нравственно воспитания, вовлечь их в посильную поисковую, практическую деятельность.

·  Доступность позволила соотнести содержание, характер и объем материала с уровнем развития, подготовленности детей.

·  Целостность  способствовала  формированию у дошкольников целостного понимания современной проблемы нравственного воспитания и стала одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности.

·  Научность,  основанная на сведениях об истории и культуре родного края выделила социальные и педагогические идеи, тесно взаимосвязанные и вместе с тем имеющие самостоятельное значение.

·  Системность определила  процесс  взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственности  в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

·  Стимулирование активности  обеспечило практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач).

Этапы реализации проекта

1этап – подготовительный (октябрь  2020г.):

1. Определение  и обоснование проблемы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

2. Разработка плана мероприятий, направленных на воспитание нравственности дошкольников средствами музейной педагогики.

 3. Включение в реализацию проекта социальных партнеров – культурно – массовый сектор города.

2 этап – основной практический (октябрь 2020 г.– май 2021г.):

Включает в себя  ряд мероприятий, направленных на реализацию проекта, раскрытие интеллектуально – творческого потенциала ребенка, пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

3 этап – итоговый (май 2021г.):

· Обобщение результатов работы по проекту.

· Размещение информации о реализации проекта в СМИ и на сайте детского сада.

· Представление опыта работы на городском конкурсе проектов.

Ожидаемые результаты.

· Совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного  учреждения в вопросах  нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики.  

· Обеспечение эмоционального благополучия детей и создания внутренних предпосылок для дальнейшего  личностного развития.

· Активизирование  и вовлечение в педагогический процесс  ДОУ, в направлении нравственного воспитания дошкольников через музейную педагогику, социальных партнеров и родителей.

Модель и содержание проекта включает в себя различные направления деятельности.

Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной

деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту.

Мероприятия:

1.Экскурсия в музей МБОУ казачья СШ № 22  имени кавалера ордена мужества А. Морозова.

2.Экскурсия в Гуковский музей шахтерского труда им. Л.И. Микулина

Виртуальная экскурсия. Это организационная форма образовательной

деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.

Мероприятия:

1.Лекция «Пять чудес Донского края».

2.Видео экскурсия «Прогулка по заповедным местам Донского края».

3.Видео экскурсия в музей Донского казачества: Атаманский Дворец.

Поисково-собирательское. Это направление даёт возможность детям

проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения.

Мероприятия:

1.Исследование «Не все на Дону – атаманы да сотники, есть пахари да плотники»

2.Создание альбомов (поисково-исследовательская совместная работа детей, педагогов, родителей):

- Альбом «В краю старых вещей – быт казаков»

- Альбом «История казачьего костюма»

- Альбом «Промыслы и ремесла Донских казаков»

- Альбом «Традиции и обычаи Донских казаков»

- Альбом «Символика Войска Донского»

3.Выставка «В краю старых вещей»

https://ok.ru/profile/576515714736/statuses/153075846557104

4.Фотовыставка  «Природа Дона рядом со мной»

https://ok.ru/video/2789345790640

5. Репортаж «Путешествие в Донское казачество»

Экспозиционное (оформление мини музея). Специфика музейной

экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств.

Мероприятия:

1.Оформление мини-музея «Родники истории».

2.Оборудование  на территории МБДОУ уголка «Казачий край».

3.Создание экспозиции «Дон рукотворный» (керамика, кружево, лоскутное шитье, резьба по дереву, лозоплетение).

4.Выставка детско-родительских творческих работ  «Наши руки не для скуки» (декоративно-прикладное творчество).

https://ok.ru/profile/576515714736/statuses/153075846557104

5.Выставка детско-родительских творческих работ «Любимый Донской казачий край»

https://ok.ru/profile/576515714736/statuses/151162559606192

Культурно-массовые мероприятия, дела. Музей должен органично

вписываться в план работы всего образовательного учреждения, организовывать проведение экскурсий и образовательной деятельности  по экспозиции, встреч с  выдающимися деятелями  науки, культуры и искусства, работа с местным населением.

Мероприятия:

1.Праздник «На Дону гуляем, осень встречаем».

https://ok.ru/profile/576515714736/statuses/152514736238000

https://ok.ru/profile/576515714736/statuses/152519173615024

https://ok.ru/profile/576515714736/statuses/152519418916272

2.Праздник урожая. https://ok.ru/profile/576515714736/statuses/152514713431472

3.Досуг «Казачьи забавы».

https://ok.ru/profile/576515714736/statuses/152550357675440

4.Праздник 23 февраля  «Воины лихие-казаки удалые».

https://ok.ru/profile/576515714736/statuses/151245255093680

5.Урок мужества «На страже Дона».

6. Обрядовые праздники - «Масленица»

7.Фестиваль казачьего фольклора «Нет вольнее Дона Тихого!»

https://ok.ru/profile/576515714736/statuses/153075846557104

Результаты проекта. Проект «Родники истории» был создан для реализации детьми старшего дошкольного возраста и объединил в себе педагогов и воспитанников  старших возрастных групп, а так же их родителей и социальных партнеров.

Активное включение всех участников проекта позволило реорганизовать тематическую  социально-развивающую среду, как в групповых помещениях, так и в ДОУ в целом: был создан мини - музей  «Родники истории»,  уголок «Казачий край», экспозиция «Дон рукотворный». Групповые уголки патриотического воспитания пополнили  экспонаты донского казачества,  игротеки были дополнены новыми настольно – печатными играми, а пошив казачьих костюмов позволил окунуться детям в эпоху становления казачества на Дону.

Итогом проекта стал фестиваль казачьего фольклора «Нет вольнее Дона Тихого!», благодаря которому определились новые «звездочки» вокально – исполнительского творчества.

Проведя опрос среди родителей было отмечено, что общее большинство опрошенных, положительно относятся  к формированию нравственности детей через музейную педагогику и готовы к продолжению активного сотрудничества, всячески способствуя взаимодействию.

Перспективы: Проведение тематического праздника «Донская лоза» с привлечением для участия в празднике родителей воспитанников.

Презентация проекта

 по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики»

 «РОДНИКИ  ИСТОРИИ»



24 мая 2021 в 13:19

Прикреплённые файлы:

Документ: Информационная справка проекта по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики» «РОДНИКИ ИСТОРИИ»

Описание файла:

Файл называется: proekt-rodniki-istori-wecompress-com_vgdm7.pptx

Это официальный файл организации «Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №14 «Ивушка»», в нём содержится Информационная справка проекта по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики» «РОДНИКИ ИСТОРИИ».

Размер файла: 5,17 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.